Джампинг под гитару: новый арт-эксперимент в Омском цирке

Омский цирк — один из немногих в России, где сохраняется собственный оркестр. Его музыканты продемонстрировали гостям, чем живой звук в цирке отличается от фонограммы.


«Музыка в цирке»: так назвали один из цирковых экспериментов, которыми насыщена неделя накануне Международного дня цирка. Праздник отмечают во всем мире в третью субботу апреля, в этом году – 17 апреля, и к нему Омский цирк приурочил целую череду оригинальных мероприятий.

Сегодняшнее, адресованное студентам музыкально-педагогического колледжа, было посвящено работе циркового оркестра. Старт ему дал «Выходной Марш» Исаака Дунаевского из фильма «Цирк» – и приветственные слова бессменного дирижера оркестра Омского государственного цирка, Заслуженного работника культуры Омской области Сергея Ройза.

Небольшое путешествие в историю: цирковое искусство зародилось на площадях, где музыкальное сопровождение был уделом скрипки и флейты. Постепенно цирк рос, развивался, делами ведали антерпренёры, создавались цирковые программы, куда стали приглашать музыкантов. На смену нежной скрипке и певучей флейте со временем пришли трубы, тромбоны, саксофоны и барабанная дробь – предвестник рискованного трюка. Постепенно «потеснились» и бравурные марши: появились другие ритмы, звуки, аранжировки, в моду вошли электрогитары и цифровые рояли.

Из многих цирков живой оркестр вытеснили модные современные фонограммы. Как рассказывает Сергей Ройз, «в Москве два цирковых оркестра — у Никулина и у Запашных. Свой оркестр в Казанском цирке. Следом идем мы. А после нас — никого. Сегодня действительно больше принято выступать под фонограмму. Конечно, порой без нее не обойтись. Но и без оркестра цирк уже совсем не тот». В программах Омского цирка есть место и оркестру, и музыке в записи: в зависимости от того, какого сопровождения требует номер.

Студентам колледжа (где, кстати, он также преподает) Сергей Ройз и его музыканты продемонстрировали, что цирк – синтез искусства, а для номера важна и идея, и режиссура, и музыка: «необходимо объединить все эти ингредиенты так, чтобы готовое цирковое блюдо вызывало максимальный аппетит».

И вот – сам эксперимент: артисты программы «Песчаная сказка» начинают выступление под «фирменную» музыку, специально созданную для их номеров, а заканчивают под звуки живого оркестра. Есть ли разница? Есть – и она очевидна и артистам, и зрителю.

Вдумчивая, чарующая, напевная мелодия в восточном стиле, написанная специально для соло-эквилибра Татьяны Беловой, сменяется оркестровой версией Lady in red в современной аранжировке. Бодрая, заводная, волнующая музыка, под которую работают акробаты-«прыгуны» на джамперах, – живым соло электрогитары. Веселая и озорная музыкальная тема, созданная композиторами для номера с собаками Екатерины Запашной, – не менее ритмичной, но совсем иной оркестровой композицией. Каждый номер при этом приобретает совсем иной оттенок, несмотря на то, что артист продолжает делать ровно то же самое. С оркестром цирк будто становится ближе к зрителю.

«Оркестр создает особую энергетику, дает эмоции, кураж и жизнь», – зрители и артисты солидарны в своем мнении. «Я поняла, что соскучилась по оркестру, – признается Екатерина Запашная. – Очень мало цирков, где есть возможность работать с оркестром, и Маэстро, который понимает артистов».

Студенческую группу, которая отличится в успеваемости в ближайшее время, – по совместному решению колледжа и цирка – поощряют приглашением на программу «Песчаная сказка». Гастроли шоу продюсерского центра Гии Эрадзе продлятся в Омском цирке до 25 апреля.

Афиша цирка

Афиша

С 8 марта в Омском цирке

«Загадка старой игрушки»

Ваш ребенок увлечен гаджетами и забыл про обычные игрушки? Телефон и компьютер заменили ему общение с друзьями и родителями? Тогда новое шоу «Загадка старой игрушки» - точно для вас и ваших детей! Добро пожаловать в мир настоящих чудес, добрых сказок со смыслом и циркового волшебства!

Подробнее о представлении