Top.Mail.Ru

«А пони довезёт за полчаса!»

Виолета Барон! Уже само это имя звучит как праздник, и неспроста, она потомственная цирковая артистка. Искусству работы с лошадьми ее научил отец, заслуженный артист РФ Даниэль Борисович Барон. Работа с лошадьми - это сложное и кропотливое дело, оно требует затрат и физических, и эмоциональных.



Даниэль Барон начал свою цирковую деятельность в 50-е годы в системе «СОЮЗГОСЦИРК» джигитом в знаменитом конном номере под руководством А. Калганова. Затем продолжил работу в труппе джигитов-наездников под руководством Давлета Хаджибаева, позднее, свой номер для таджикского коллектива «Джигиты солнечного Таджикистана» и параллельно подготовил номер «Высшая школа верховой езды».





Представительница знаменитой цирковой династии Виолета Барон выросла в цирке. С детства выезжала с родителями на гастроли. Первые впечатления детства – сказка. Однако на манеж Виолета и её сестра Лаура вышли в уже вполне взрослом возрасте. А после 10-го класса девушка начала работать конюхом. «У нас, в династийных семьях, так принято», – рассказывает она. «Если это связано с животными, дети начинают работу с конюшни (уход за лошадьми).





Даниэль Барон с Виолетой подготовил классическую дрессуру арабских лошадей в жанре «Свобода». «Он был фанатом, одержимым любовью к лошади, конник от души и природы» - говорит о своем отце Виолета Барон. – «Отец объездил практически весь мир, после чего создал собственную труппу джигитов и прекрасно работал «Высшую школу» с великолепным конем по кличке Тубус. Мы с сестрой многому научились у папы, стараясь продолжать и сегодня дело, которому он отдал свою жизнь».





Дрессировщица Виолета Барон проработала с лошадьми 15 лет, и когда её питомцы отправились на заслуженный отдых, у артистки родилась идея создать номер «Кабаре» с пони.

«Собрать их, весёлых и резвых, трудно так же, как собрать горох!», – улыбается дрессировщица. «А ещё они очень добрые!» В конном мире бытует мнение, что пони достаточно своенравны. Но если эту маленькую лошадку правильно воспитывать, пони очень послушны. Обычно пони расстаются с мамой, как только им исполнится девять месяцев. Но Виолета забрала будущих цирковых артистов, едва им минуло полгода. Они еле-еле доставали дрессировщице до бедра. Малышей поили молоком, чтобы быстрее набирались сил. «Они родились на Прилепском конезаводе, – говорит Виолета. Там очень большой поток продаж, а нам надо было успеть взять группу. Мы заранее её забронировали и постарались, как можно раньше забрать. Вообще же работать пони начинают с двух с половиной лет. До этого возраста они совсем дети», – объясняет Виолета. «Только веселятся. До этого мы их только знакомили с манежем. Ничего сделать не могли. Они дерутся друг с другом, кусаются, делают всё, что присуще лошадям. Заниматься умственным трудом они не хотят. А в дрессуре нужно думать».

К трём годам к животным пришло творческое вдохновение. Они начали не только усердно выполнять команды дрессировщицы, но и сами придумывали трюки. Сегодня Виолета Барон выступает с пони в комичном номере «Кабаре». Артистка играет роль королевы дрессуры, а её сестра Лаура Барон – ассистентку «Анжелу», которая мечтает работать с лошадьми.





Лаура Барон является обладательницей национальной премии «Циркъ». В 2003 году молодой артистке Национальной Академией Циркового Искусства было присвоено звание Лауреата Национальной премии «Циркъ» за возрождение жанра выездки на вожжах. Работа на вожжах очень трудна и для наездника и для лошади, это филигранная техника, потому что управление лошадью осуществляется только поводом и стэком (выездковым хлыстом) чтобы подсказывать лошади то или иное движение, и нет шенкеля с двух сторон, что имеет наездник верхом, и вот как добиться баланса движения лошади – это настоящее мастерство! Это очень красиво и аристократично. На сегодняшний день, Лаура представляет зрителю оригинальный номер «Кордебалет», режиссерами которого являются Ольга и Ян Польди.





Главная особенность номера состоит в том, что исполнительница не сидит на коне, а идет рядом и управляет им всего лишь с помощью легкого полотна, что достаточно тяжело физически. Подобный вариант исполнения номера типичен для венской и испанской школы выездки, где чаще работают статные мужчины, нежели женщины.





За время своей творческой деятельности Лаура успела попробовать себя и в других жанрах, работала хула-хупы. Но все равно осталась верна лошадям.





«Обычно наездники используют в работе с лошадью железо, что позволяет более легко управлять животным, правильно держать сбор (красивый изгиб шеи и головы) – выглядит красиво и эстетично. Мы же добиваемся этого без использования каких-либо дополнительных средств, кроме легкого шелкового полотна. Под лирическую музыку, которую для номера написал талантливый композитор – Михаил Экимян, Лаура выходит на манеж со своим партнером - конем Борисомтерской породы, о котором артистка говорит с особым трепетом и теплом: «Я работаю с Борисом недавно, он мой верный и надежный друг. Правда иногда взбрыкивает, как мужчина, показывая - кто в доме хозяин. Несмотря на это, я понимаю, что он «хороший парень». Он относится ко мне с уважением, а я в свою очередь его очень сильно люблю».





На сегодняшний день Лаура Барон – яркий представитель одного из самых сложных конных жанров. Вместе с мужем, который также является незаменимым ассистентом в работе, она воспитывает дочь Даниэлу, названную в честь знаменитого деда. Как отмечает дрессировщица, «если дочка решит продолжить династию и выйти на манеж, родители не будут препятствовать, обязательно помогут».

Артистка Российской государственной цирковой компании «Росгосцирк» - дрессировщица лошадей Лаура Барон завоевала Бронзовый приз на VI Международном фестивале циркового искусства в Ижевске, в конкурсной программе которого представила оригинальный номер «Высшая школа», и имеет специальный приз Европейской цирковой ассоциации.



В цирке принято группу лошадей называть тематическими именами, например спиртными напитками – Коньяк или Мартини, или марками автомобилей – Жигуль или Волга. В номере «Кабаре» на манеж выбегает табун маленьких пони: Рулетик, Пряник, Марик, Рогалик и Пончик, - все в строю ходят испанским шагом, синхронно прыгают через препятствия, делают поклоны и шпагат на барьере. Лошадки настолько милые, что получили «хлебобулочные» имена. Вот только Марик (Мармелад) выделяется. Его кличка – сокращение от слова «мармелад»; Рулетик – самый высокий в команде и самый главный; Рогалик самый упитанный. Пони с удовольствием едят морковку, а Коржик сделает – все что угодно за козинаки; Страшные попрошайки. Стоит Виолете зайти в конюшню, начинают топать, лишь бы дали «вкусняшек»; Обожают нежности. Ни одна лошадка не кусается; Рогалик предпочитает поцелуи. Если наклониться к нему щекой, он обязательно пройдётся по ней шершавым языком.



«Пончик, ты куда? Задумался? Ходишь тут сам себе режиссер! Рогалик, хватит дурачиться!» – шутливо сердится дрессировщица Виолета Барон и подгоняет маленьких лошадок в общем строю. Пони бегают по кругу, весело взмахивая хвостами.





В необычном амплуа, в новой программе выступает дрессировщица пони Виолета Барон. «Виной» тому режиссер, воскликнувший: «Виола, в тебе пропадает комическая актриса!» Виолета всегда работала как классическая дрессировщица, раньше – с арабскими скакунами, сейчас – с пони. Что получилось? Увидите сами. Грациозные животные будут танцевать и показывать высшую школу верховой езды. Корифей номера – пони Коржик, – рассказывает Виолета Барон. Он настоящий артист, очень любит манеж, уходит за кулисы с большой неохотой. Так или примерно так рождался номер «Кабаре».





Первые пони появились в Европе на островах Франции и на севере Скандинавии, независимо друг от друга. Это сейчас пони ассоциируются с милыми лошадками для детей. Раньше – это были типичные рабочие лошадки, в забоях таскали вагонетки с углем. Хотя пони выглядят миниатюрными копиями лошадей, взрослая особь может весить до 200 кг. И если его потревожить и напугать, он, как настоящий конь, может встать на дыбы и начать бить передними копытами. Поэтому пусть их внешность никого не обманывает, это очень гордые животные, и могут постоять за себя. Любопытно, что пони не уступают по уровню развития интеллекта собакам. И иногда их даже используют вместо собак-поводырей для слепых. Само слово «пони» произошло из галльского языка, означающего «маленькая лошадь». Они отлично запоминают дорогу, и к тому же меньше реагируют на внешние раздражители, а добродушный нрав делает их отличными друзьями и компаньонами.





Всего в мире существует около 20 пород пони. Особенно отличились шетландские пони – порода, выведенная на Шетландских островах в Шотландии. Это одна из самых крепких пород лошадей, если сравнивать груз, которая она может утащить пропорционально своему весу. Эти животные способны нести вес, равный примерно 20% их собственной массы. В прошлом, пони благодаря своей выносливости и физической силе нередко использовались в качестве тягловой силы наряду с лошадьми, ослами и мулами. Самыми маленькими пони в мире являются фалабеллы, высота в холке у взрослых особей составляет около 50 сантиметров. Выглядят они при этом, как самые настоящие лошади, только миниатюрные. Это не слишком старая порода – её вывели в Аргентине в середине прошлого века. Пони живут дольше лошадей. В среднем лошадь живем 25-30 лет, пони - 45. Есть и долгожители. Например, пони Тедди - 55 лет и рекордсмен из книги Гиннесса Шугар Пуффа - он дожил до 56 лет. За диетой пони надо следить особенно тщательно. Они страдают ожирением намного чаще лошадей. Пони Рогалик может сказать: «Я не толстый, просто кость широкая!» Все, как у людей! Кстати, пони сильнее лошадей привязываются к хозяевам. Лошади нужно больше времени, а пони склонны привязываться сразу. И очень грустят, когда видят хозяина реже нескольких раз в день.



Кстати, пони хорошо знают голос дрессировщицы. Утром на моё «Привет, ребята» в ответ раздаётся дружное ржание. Самый талантливый артист в группе пони – Коржик. Мне кажется, они знают нас в лицо, и вообще охотно принимают всех, кто к ним хорошо относится. Пони представляют трюки – прыгают через барьеры, встают на свечку, на офф. Всё это они делают и в природе. Они за любую активность. Это главный принцип дрессуры – не учить животных ничему, что не характерно для их поведения. Два раза в год лошадкам делают новую причёску – их бреют специальной конной машинкой для груминга. Любимые блюда – морковь, овёс, подсолнечный жмых, свекольный жом. Ну и, конечно, витаминно-травяная мука. Большую часть дня лошади отдыхают. Работают они примерно полтора часа, участвуют в представлении – это десять минут. В любое время года очень любят гулять – в Омском цирке построена замечательная левада и созданы хорошие условия для животных. «У пони длинная чёлка, Из нежного шёлка, Он возит тележку В такие края,
Где мама каталась И папа катался, Когда они были Такими, как я», эти стихи из мультфильма. Познакомиться с пони и другими артистами можно на шоу «День рожденья цирка!» в Омском государственном цирке.

«Туда, где водятся Слоны и бегемоты, Орангутанги И другие чудеса, Летают раз в неделю самолёты, Потом плывут неделю пароходы, Потом идут неделю вездеходы, А пони довезёт за полчаса. А пони довезёт за полчаса».

Фотографии Владимира Казионова, огромное спасибо за мастерство, профессионализм и раскрытие темы цирка через визуальные средства выразительности фотографии.

Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович







Жизнь Омского цирка

Как добраться до цирка

644042, Омск, пр. К.Маркса, 43Б
+7 (3812) 20-81-97
omsk@circus.ru
Время работы:
Цирка: с 9:00 до 18:00
Кассы: с 10:00 до 19:00
Проезд до остановки «Цирк» или «Трамвайное депо»:
Автобусы: 14, 18, 24, 32, 46, 51, 60, 68, 69, 74, 77, 79, 80, 109, 110, 123.

Троллейбусы: 3, 4, 7, 8, 11, 12.

Маршрутные автобусы: 51, 123, 201, 307, 335, 346, 350, 358, 399, 409, 418, 424, 430, 434, 550, 568, 703.

Трамваи: 2, 4, 8, 9
Построить маршрут
ФКП «Росгосцирк», ОГРН: 1027739272527,
ИНН/КПП: 7702060003/770201001

Директор филиала ФКП «Росгосцирк»
«Омский государственный цирк»

Доля Виталий Викторович
Приемная: +7 (3812) 20-81-27 (доб.3105)

Клиентская поддержка по вопросам
онлайн-покупки и возврата
электронных билетов

+7 (3812) 20-81-97

Помощник директора
Кромова Светлана Владимировна
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3105)
s.kromova@circus.ru

Главный бухгалтер
Мачулина Елена Николаевна
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3101)

Менеджер по PR и рекламе,
главный администратор

Ляшев Сергей Дмитриевич
+7 (913) 211-95-03, +7 (3812) 20-81-27 (доб.3119)
s.lyashev@circus.ru

Специалист по кадрам
Костырева Альбина Александровна
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3108)
kostyreva.aa@circus.ru

Главный инженер
Максимов Вячеслав Олегович
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3106)

Бронирование коллективных заявок
Медведева Мария Владимировна
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3107)

Фотограф
Барсуков Сергей Викторович
+7 (913) 970-05-33

Заведующий хозяйством
Варапаева Елена Владимировна
+7 (3812) 20-81-27 (доб.3111)

Новости цирка