105-лет бьется сердце российского цирка: «Ирина Асмус – сломанные крылья! Ириска, ее манило все...».


Ирина Павловна Асмус родилась в 1941 году в Ленинграде. Послевоенные годы были тяжелыми: разруха, голод, нищета, но родители старались давать ребенку все самое лучшее. Маленькая Ира была невероятно талантливым и одаренным ребенком - артистичная, жизнерадостная, она красиво пела и красиво танцевала. Она могла бы реализоваться в любой сфере - настолько была многогранной, с детства мечтала стать артисткой. Нет, правильнее сказать, она верила, что обязательно ею станет. Вот только какой? Драматической, эстрадной или цирковой? Девочке трудно было определиться. Ее манило все... После окончания школы Ирина остановила свой выбор на хореографическом училище Большого театра. Она уже была практически принята, но в последний момент ее предупредили, что с таким маленьким ростом рассчитывать на успех нереально. Подумав, девушка решила идти в цирковое. На экзаменах в Государственное училище эстрадного и циркового искусства Ирина исполнила зажигательный неаполитанский танец и спела популярную в те годы песню «Бесаме мучо». Приемная комиссия была покорена. В период учебы, в 1958 году, Ирина снялась в детской сказке «Новые похождения Кота в сапогах», где сыграла две роли – девочку Клаву и Черную пешку.


Фильмография актрисы хоть и небольшая, но полученный опыт огромный, работала «словно порхала крыльями бабочки» в фильмах: «Старая крепость», «Сказка о четырёх близнецах», «12 стульев», «Новые похождения Кота в сапогах», «Элиза Дулиттл», «Новогодние сказки для взрослых», «Город у моря», «На манеже Ириска», «Представление».


В 2024 г. исполнилось 66 лет со времени выхода на советские экраны одного из самых любимых сказочных фильмов «Новые похождения Кота в сапогах». Это один из самых известных фильмов снятых на Ялтинской киностудии, режиссёром был знаменитый киносказочник Александр Роу. Автором сценария был поэт Сергей Михалков, литературный материал основывался по пьесе «Смех и слёзы», интересный факт он один из авторов гимна СССР. Это необычная версия сказок Шарля Перро «Кот в сапогах» и Карло Гоцци «Любовь к трём апельсинам». «Новые похождения Кота в сапогах» снимали в Ялте летом-осенью 1957 г., а премьера фильма состоялась 27 мая 1958 г.


На главную роль Кота в сапогах Александр Роу искал актрису ярко выраженного комедийного плана, задорную, с лукавой смешинкой в глазах, - таковой оказалась Мария Барабанова. Съёмки проходили в декорации, построенной на Ялтинской студии, а также на крымской натуре с достройками: в парке Ливадийского дворца у Турецкой беседки, в Воронцовском парке в Алупке у озёр Верхнего парка.


На этой редкой фотографии легендарный народный артист РСФСР Георгий Милляр, Ирина Асмус, сыгравшая Чёрную Пешку, Оля Крылова - Белая Пешка и рабочие из съёмочной группы. Верхний парк в Алупке, 1957 г.


В фильме использована музыка Исаака Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта» и вальс Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» в исполнении Оркестра Управления по производству фильмов, дирижёр Арнольд Ройтман. До 1991 года фильм-сказку посмотрели в кинотеатрах 15 миллионов зрителей и он часто демонстрировался по центральному телевидению. Известность и любовь телезрителей к Ирине пришла сразу и на всё жизнь: «А вам когда-нибудь снились такие сказки?».


После окончания училища Ирина Асмус стала выступать в цирке в номере эквилибристов на першах. Трудная и опасная профессия. Но Ирина никогда не боялась трудностей. Под куполом цирка она исполняла всевозможные трюки, приводя в восторг зрителей. Но вскоре с этой профессией пришлось завязать. На одной из тренировок девушка получила серьезную травму, и врачи посоветовали ей некоторое время воздержаться от выступлений. Без дела Ирина сидеть не собиралась и, «вспомнив» о своем увлечении театром, поступила в драматическую студию при ленинградском Театре юного зрителя. Маленький рост и соответствующая внешность сразу же определили ее амплуа. Типичная травести. Но играть однотипные роли детей актрисе вскоре надоело, и она перешла в Театр им. В.Ф.Комиссаржевской. Здесь ее роли были гораздо разнообразнее – и Золушка, и принцесса Елизавета («Принц и нищий»), и Раймонда («Романтика для взрослых»), и даже Джульетта.


Все бы хорошо, но… Говорят, что человек, однажды работавший в цирке, не сможет больше без него жить. Вот и Ирину по-прежнему манила арена. В конце концов, Ирина вернулась в цирк, но уже в качестве клоунессы. Именно в этот момент и появился ее звучный псевдоним «Ириска». А произошло это так. Драматург Александр Володин, хорошо знавший Ирину Асмус по театру, очень удивился, вновь увидев ее на манеже. «Ириска! Ты что здесь делаешь?» - воскликнул он. Это трогательное прозвище понравилось окружающим и быстро прижилось...


Ириска смогла стать исключением из правил. Её номера были яркими и запоминались зрителям. В одном из них она изображала дрессировщицу змей, которая всё время отвлекается на телефонные разговоры. Змей шипел и возмущался, а публика заходилась в хохоте. Самый известный номер Ириски назывался «Да будет свет!». Он не был уморительно смешным, но пробирал зрителей насквозь. Расшалившаяся Ириска бегала по манежу, дула на прожекторы, и зал внезапно погружался в темноту. Был слышен вой вьюги, а в свете единственной свечи виднелась съёжившаяся, маленькая фигурка клоунессы. Огонёк свечи начинал гаснуть, и казалось, спустя секунду случится что-то страшное. Ириска начинала согревать огонёк своим дыханием, и постепенно он оживал, а затем оживали огни цирка. Клоунесса уходила за кулисы, бережно неся свечу в руках.


Из воспоминаний корреспондента СПб. ТАСС Елены Югиной: «Ириска - первая в мире (и много лет - единственная) соло-клоунесса. Само это слово появилось в цирке вместе с ней. Были женщины-клоуны на эстраде. Были и в цирке, но выступали в паре с мужчинами. Ириска выходила на арену одна. И выполняла сложнейшие трюки, на которые не всякий мужчина отважится. Цирк был для нее спасением от напастей и неблагополучий, отчаяний и разочарований жизни. Вне манежа она была хрупкой женщиной-девочкой с непрочными «тылами». Но когда маленькая Ириска входила в светящийся круг арены, она легко и просто до мудрости доказывала себе и зрителям: препятствия внутри и вокруг нас преодолеть - можно! Ну, нет партнера - потанцуй хотя бы с… метлой! Ну, уронила несколько предметов - подними и начни жонглировать ими так умело, будто они не знают законов земного притяжения. А поcле - пройдись «колесом», улыбнись загадочно и победительно в многозначном цирковом «комплименте». Предайся странным забавам и милым пустякам. В серой, будничной, измельчавшей жизни найди повод посмеяться, обрадоваться и создать праздник «из ничего». Обыденная логика, жестокое время, сковывающее пространство, тяжесть земная и телесная - все, все, все преодолимо! Из нас, из жизни, уходит простодушие, раскованность, наивность. В цирке это живо, этим и вечно жив цирк, иначе он должен называться как-то иначе…Мы познакомились, когда я работала в художественно-постановочной части Цирка на Фонтанке. Мне довелось увидеть, как тяжело и мучительно она репетировала новую программу, которую мы, ее земляки, так и не увидели. Это были номера с дрессированными животными - карликовой козочкой Ингой, песиком Тишкой и австралийским петушком Петькой. Наблюдать за репетициями Ириски было наслаждением. Как-то у нее долго не получался номер с Тишкой, а когда песик наконец-то сделал сальто, она села на ковер и, обхватив голову руками, засмеялась от счастья. А потом стала танцевать с тремя своими «ребятишками». Такой я ее и запомнила».

Но если все зовут меня Ириской,
Не значит, что мечтаю сладко жить.
Моя мечта — войти в манеж артисткой
И людям радость жизни подарить!..


В 1975 году на 1-м телеканале появилась новая детская передача «АБВГДейка». Созданная по идее американской передачи «Сезам-стрит», наша версия благодаря сценариям Эдуарда Успенского вскоре приобрела свою индивидуальность и неповторимость. «АБВГДейка» - передача для дошкольников, в которой маленьких зрителей в игровой манере обучали основам счёта, чтения и различным житейским премудростям. В 1978 году на роли ведущих этой передачи были приглашены клоуны Ириска и Клепа. Успех был ошеломляющим. В короткий срок Ирине удалось покорить сердца миллионов советских детей. Передачу буквально заваливали письмами, в которых девочки признавались, что хотят, когда вырастут, стать такими же клоунессами, как Ириска. О том насколько огромен был ее авторитет следи детворы говорит хотя бы такой факт. Однажды в Ташкенте дети узнали, в какой гостинице остановилась Ирина Асмус, и утром под ее окнами начали скандировать: «Ириска! Ириска!» Актриса вышла на балкон и заявила: «Так! В школу идете? На обратном пути покажете дневники». И дети, послушно направились в школу, а на обратном пути выстроились с дневниками перед гостиницей в очередь. Вот так в одночасье Ирина превратилась в поистине народную артистку от Владивостока до Калининграда. Ириска была очень душевной – веселая и озорная, с жизнерадостной улыбкой, она не могла не нравиться.


«Так как она была такая активная, шебутная, энергичная, динамичная, то, конечно, она быстро нас всех организовала, построила. Первый - Клёпа, второй - Юра, третий - Лёвушкин или, наоборот, там уже неважно. Всё взяла в свои руки. Всё понеслось! Но так как мы с Юрой были ещё не очень профессиональные телевизионные актёры, то мы, конечно, больше пили кофе и болтали с девочками вокруг, а Ириска с Клёпой, будучи более профессиональными на тот период времени людьми, быстренько текст разбрасывали между собой. В итоге, когда мы появлялись в кадре, Ириска щебетала, Довгань ей подыгрывал, а мы, два болвана, тупо смотрели в камеру. После этого мы спрашивали: «А почему мы без текста, собственно?» На что Ириска говорила, что мы два оболтуса, которые ничего не хотят делать. «Будете мебелью! Вот, стань сюда, а ты стань сюда, а я посередине. Видите, какая я маленькая, какая хорошенькая, а вот эти - два дурака! Давайте снимать!» - вспоминает Валерий Лёвушкин (клоун Лёвушкин, партнёр Ирины Асмус в «АБВГДейке»).


Неизменной ведущей «АБВГДейки» была Татьяна Черняева, известная всей советской детворе как Татьяна Кирилловна, известная на всю страну ведущая - член Академии российского телевидения, заслуженный работник культуры РФ, «Отличник телевидения», «Отличник просвещения», лауреат премии профессионального признания «Лучшие перья России». Состав её учеников-клоунов несколько раз менялся, но самым популярным стал тот, в который входили Клёпа, Лёвушкин, Юра и Ириска. На образовательных телеспектаклях с участием милых клоунов выросло несколько поколений зрителей. Программа просуществовала 35 лет - гигантский срок! Закрылась совсем недавно, 25 января 2020-го.


Татьяна Кирилловна: «4 января 1975 года вышла в эфир первая передача, мы страшно волновались, заметят ли нас. Через неделю мы получили два письма, на следующий день - еще 20 писем, а потом письма стали приносить мешками. Отклик на первую передачу - 48 тысяч писем. Началось с того, что в 1975 году начальник управления дошкольного воспитания Министерства просвещения СССР Роза Курбатова съездила в Америку. Там она увидела учебно-развлекательную программу для детей "Sesame Street". А вернувшись, пришла на телевидение и рассказала о своих впечатлениях. Посовещались, обсудили. Потом пригласили детского писателя Эдуарда Успенского. Он написал сценарии, придумал название передачи и предложил состав клоунов-учеников: грустный клоун Сеня (его играл Семен Фарада), веселый клоун Саня (в исполнении Александра Филиппенко), клоунесса Таня (Татьяна Непомнящая) и серьезный клоун Владимир Иванович (Владимир Точилин). А у меня была роль учительницы, Татьяны Кирилловны... Но у "АБВГДейки" в сравнении с "Улицей Сезам" есть главное преимущество - русская ментальность. "Сезам" - это ИХ мыльная опера, а "АБВГДейка" - это НАША мыльная опера. Со всеми нашими прибамбасами. В 1978 году состав учеников изменился, осталась лишь прежняя Ваша учительница - Татьяна Кирилловна (Татьяна Черняева). Учениками стали цирковые артисты: Ириска (Ирина Асмус), Клепа (Виталий Довгань), Левушкин (Валерий Левушкин) и Юра (Юрий Шамшадинов). Вспоминая Ириску, отмечу, что дети от нее просто сходили с ума. Природный шарм, драматический талант и невероятная легкость Ириски располагали и детей, и взрослых. Программа «АБВГДейка» названа национальным достоянием общественной организацией «Меценаты столетия» и в этом есть заслуга наших легендарных «учеников», и Ириска занимает почетное место круглой отличницы».


15 марта 1986 года на глазах полутора тысяч зрителей в Гомельском цирке в момент исполнения трюка «Старушка на абажуре»: под самым куполом Ириска вращалась вокруг своей оси, вниз головой, продев ногу в петлю и отстегнув страховку, чтобы трос не мешал движениям, она сорвалась… Из-за поломки механизма вращения клоунесса камнем упала с 12-метровой высоты. Зал ахнул, но зрители, похоже, не поняли, что стали свидетелями трагедии… Похоронили любимую всеми клоунессу на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Но снова, снимая покров с памяти и незримо касаясь сердца, звучит знакомая песенка, как привет из далекого детства в СССР: Вот вам стол, а вот скамейка, Взяли в руки карандаш. Наша АБВГДейка - На экран приходит ваш. АБВГДейка, АБВГДейка - Это учёба и игра…

Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович

Афиша цирка

Афиша

только до 13 октября в Омском цирке

«Итальянский цирк: слоны и тигры»

«Итальянский цирк: слоны и тигры» всемирно известной цирковой династии Тони готов поразить воображение даже самой искушенной публики! Каждый номер — шедевр мирового циркового искусства! Такого количества разнообразных экзотических животных вы еще не видели! Индийские слоны, грациозные тигры, тропические змеи, верблюды, бизон, зебры, страусы, кенгуру — и все это под руководством прославленного дрессировщика Давио Тони...

Подробнее о представлении