Искусство фокуса - убедить людей, что они видели то, чего не самом деле не видели!



Что касается фокусов, то это цирковой жанр иллюзий. Магические выступления факиров и иллюзионистов известны с давних времен. Еще в Древнем Египте публике демонстрировались загадочные исчезновения предметов и оживление статуй богов. Широкой известностью пользовались индийские факиры, демонстрировавшие невосприимчивость тела к проколам различными острыми предметами, хождение по битому стеклу и горящим углям. В средние века умение показывать фокусы считалось черной магией и колдовством, жестоко преследовалось и грозило смертельной казнью. Но в то же время, этим умением искусно пользовались шарлатаны, с помощью различных фокусов нагнетая на людей панический страх. В Древней Греции существовала тавматургия – искусство фокуса. Тавматурги забавляли присутствующих на домашних празднествах. В средневековой Европе фокусы показывали бродячие комедианты, в России – скоморохи. К 18 веку этот жанр стал пользоваться популярностью и достиг некоего "положения" в обществе, а в следующем столетии уже появились тысячи профессиональных фокусников и иллюзионистов.


 
Это умение требует высокой точности и ловкости. Если акробату или гимнасту могут простить возможную ошибку в исполнении номера и даже посочувствовать, то фокус - должен оставаться загадкой и быть выполнен безукоризненно. Технический прогресс буквально вознес этот жанр на новый уровень, позволил существенно усложнить номера и сделать их невероятно красочными и фантастичными. Появление зеркал, электричества и освещения, различных механизмов и лазера, все это  привело к возникновению жанра феерии, где в процессе представления используется не только сам манеж, но и заполнение его льдом или водой.
 

 
Фокусник должен обладать актерским мастерством, должен уметь импровизировать, должен быть обаятельным, эрудированным и изобретательным. Музыка привлекает своим звучанием, а магия – зрелищностью.  Потому что фокус – это управление вниманием зрителя. Международный день иллюзиониста празднуется - 24 марта, кроме того 29 марта отмечается День фокусника-иллюзиониста или Праздник дыма и зеркал.
 
Иллюзия – самый загадочный и манящий цирковой жанр. Волшебство буквально по взмаху руки превращает артистов то из кукол в людей, то из танцовщиц – в грациозных кошек. Иллюзионное шоу в программе «Загадка старой игрушки» это практически шоу короля исчезновений Гарри Гудини. Оно получило множество наград фестивалей разных уровней, а одной из главных заслуг артисты считают победу на международном фестивале фокусников в Голландии, при содействии Нидерландского Объединения Фокусников «NMU». 
 

 
Современники Гарри Гудини подозревали его в связях с духами и увлечении злой магией. Правда о знаменитом иллюзионисте остаётся туманной по сей день, потому как он был искусным, хитрым и ловким в делах человеком в реальной жизни. Некоторые смельчаки, рискнувшие повторить сценические уловки Гудини, поплатились за это жизнью. В 1903-м Гудини впервые приехал в Россию. Оказавшись в Москве, он договорился о встрече с генералом Лебедевым - начальником городской полиции. Фокусник попросил запереть его в самую неприступную тюремную камеру, откуда пообещал выбраться в присутствии зрителей и корреспондентов. Генерал, опасаясь высмеивания качества тюремной охраны, отказался. Тогда Гудини предложил позволить ему сначала выбраться из «ящика» - деревянного и обшитого железом куба с единственным зарешечённым окном и стальной дверью. В таких конструкциях содержали особо опасных преступников в пути на каторгу в г.Омск. Отмычка от «ящика» хранилась в Москве, дубликат — в конечном пункте г.Омске. Весь период переезда двери не открывались. На этот эксперимент Лебедев согласился. Перед помещением в «ящик» Гудини обыскали и заковали в цепи. Спустя 27 минут он оказался на свободе. Второй приезд в Россию состоялся в 1908 году. На этот раз заинтриговавшего публику фокусника допустили до двух столичных тюрем – в Петропавловскую крепость и Бутырку. Гудини не просто чудом выбрался из камер, но еще и поменял соседних заключенных местами. И все же основа иллюзий до конца не разгадана.



При жизни Гарри Гудини обещал раскрыть и обнародовать секреты трюков. Но его наследники утверждают, что так и не нашли ни намека на это. Но это история жанра фокусов, а сегодня уже всё кардинально изменилось. Тем не менее, Цирк продолжает нас удивлять, что и успешно доказывается в иллюзионном номере программы «Загадка старой игрушки».

 
Многие люди полагают, что настоящим магом иллюзии был таинственный - граф Калиостро. Возникает естественное желание почитателям его таланта узнать о нем поболь¬ше. Но  здесь нас всех ждет разочарование. К сожалению, данная фамилия служит лишь одним из беллетристических украшений книги «Граф Калиостро»  и кинофильма «Формула любви», носящих не сколько искусственный но и фантазийный характер героя. История оставила нам сведения только о Джузеппе Бальсамо (Калиостро), он же Жозеф Бальзамо – итальянский мистик, алхимик и авантюрист. В 1779 году Калиостро под именем графа Феникса прибыл в Петербург, но здесь он должен был ограничиться ролью безвозмездного (большей частью) лекаря. Императрица Екатерина Алексеевна в своей пьесе «Обманщик», вывела Калиостро под труднопроизносимым именем Калифалкжерстон и на этом - все просто и сложно закончилось в России, для графа. 
 

 
Цирковой спектакль «Загадка старой игрушки» – калейдоскоп красок и жанров, увлекательное путешествие в мир роскоши и грации, невероятных человеческих возможностей и изысканного стиля. Программу представляют артисты из Москвы, режиссёр - постановщик – Дарья Костюк. Постановщик убеждена - «Когда сплетаются воедино музыкальное оформление, хореография, иллюзионные эффекты, и все это рассказывает какую-то историю, тогда действительно получается хорошо. И именно по такой структуре мы ставим наши иллюзионные номера». Даже в век высоких технологий магия фокусов - скрытый и загадочный мир. И единственный способ поверить в чудо - это стать его свидетелем, ну или участником.
 
Автор Андрей Ахрамович  
Фотографии Максима Дудко

Афиша цирка

Афиша

с 8 июня в Омском цирке

«Магия великих слов»

Уникальный авторский проект от главного режиссера ФКП «Росгосцирк» Елены Петриковой поставлен по мотивам великих произведений русской литературы. Здесь номера и образы срежиссированы по сюжетам произведений Пушкина, Толстого, Шолохова, Лермонтова, Чехова, Фонвизина и других литературных гениев...

Подробнее о представлении